Текст выступление руководства ФЦЦС на семинаре по ценообразованию в апреле 2016
Выступление заместителя руководителя ФЦЦС Голоулиной Е.В.
Добрый день уважаемые коллеги. Ирина Николаевна в своей приветственной речи уже обозначила те основные моменты реформы, которыми мы занимаемся под руководством Министерства строительства. Мы действительно делаем эту работу в плотном взаимодействии с другими подведомственными учреждениями это – федеральный центр стандартизации, и надеемся, что плоды наших трудов будут использованы Главгосэкспертизой потому что мы очень хотели бы чтобы та работа, которую мы сделали носила бы практический характер и как можно быстрее мы смогли воспользоваться всеми результатами выполнения государственного задания, которые ФАУ ФЦЦС для себя запланировала на 2016 год. Позвольте мне чуть более подробно остановиться на тех славных аспектах реформирования, которые уже прозвучали. Итак, сегодня на площадке правительства активно обсуждается законопроект по внесению изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации. В чем же состоят эти изменения. Во-первых, необходимо дать конкретные определения и указать место ценообразования и сметного нормирования в процессе градостроительной деятельности и закрепить полномочия Минстроя по данному вопросу. Эти положения нашли свое отражение в тексте закона. Безусловно нужно дать понятия самих сметных нормативов и сметного нормирования и определить место ценообразования и сметного нормирования при формировании стоимости строительства. Во-вторых, нужно закрепить положения, которые касаются профессионального стандарта, экспертов, которые занимаются вопросами ценообразования и сметного нормирования и определить порядок аттестации экспертов, которые проводят проверку достоверности определения стоимости строительства. Эти положения также внесены в законопроект. Но и самое главное, пожалуй, это то, что скорее всего окажет значительное влияние на ценообразование и сметное нормирование задача, которая поставлена - это стандартизация подходов на любом уровне бюджетного процесса и для любых объектов строительства в том случае если для их финансирования привлекаются государственные средства. Поэтому законопроект предусматривает распространение обязательности применения государственных сметных нормативов для бюджета и всей бюджетной системы и для субъектов инвестиционной деятельности к которым относятся и компании с государственным участием, если доля государства в таких компаниях составляет более 50%. Во этот блок задач и эти положения, которые закрепляются градостроительным кодексом и диктуют наши дальнейшие действия. Если мы говорим о том, что государственные сметные нормативы будут применяться для бюджета всей бюджетной системы значит наша задача создать тот инструментарий, который будет необходимым и достаточным, чтобы осуществлять сметное нормирование не только на уровне федерального бюджета, но и на уровне регионального и муниципального бюджета. Для того, чтобы решить эти задачи мы понимаем, что нам необходимо поработать с нашей государственной сметно-нормативной базой. Необходимо актуализировать ее, исключив устаревшие технологии и материалы из состава СНБ и дополнить теми нормативами и современными технологиями в которых она нуждается поэтому в состав государственного задания ФАУ ФЦЦС на 2016 год включена такая работа, как актуализация ФСНБ. Мы рассчитываем, что к концу 2016 года будут выпущены обновленная редакция сборников ФЕР и ТЕР. Будут проведены работы по сопоставлению и гармонизации федеральной и региональных, и отраслевых СНБ с использованием передового опыта, которым наполнены регионы, но и с исключением тех, возможно избыточных, норм и расценок, которые способствовали неэффективному расходованию средств бюджета и завышению расчетов при формировании сметной стоимости с помощью таких нормативов. Эта работа носит масштабный характер, потому что задача проинвентаризировать более 200 сборников и дополнить их теми нормами и расценками, которые необходимы для приведения сметной части ПСД к тем процессам и технологиям, которые на самом деле используют на объектах строительства сегодня. Потому что на самом деле очень многих сметчиков, для тех, кто рассчитывает сметы для подрядчиков и заказчика сегодня одной из проблем является применительное применение расценок. Наша задача сделать такие расценки, которые действительно бы отражали ход строительства. Еще одно направление и еще один комплекс сборников который ФАУ ФЦЦС намеревается актуализировать и частично заново разработать касается укрупненных нормативов цены строительства. Ирина Николаевна в своем приветственном слове сказала, что стоимость объекта определяется не по итогам проектирования, а при планировании инвестиций. И сметное нормирование и ценообразование это - такая область деятельности, которая пронизывает по сути весь жизненный цикл объекта инвестирования от старта, от планирования, от права выбора объектов аналогов или элементов объектов для определения стоимости на старте зависит насколько достоверно мы будем применять те решения, насколько правильно они будут отражены в бюджете и на сколько качественны наши последующие решения. Поэтому стоит очень большая задача и она в плане который утвержден Козаком от 20 февраля имеет особое место - это разработка НЦС для всех функциональных направлений строительства, для того чтобы мы смогли бюджет 2018 года формировать с применением уже обновленных нормативов цены строительства. Для этого сейчас организована работа, вернее частично по тем сборникам, которые ранее выпускались ФАУ ФЦЦС частично предстоит нам разработать новые сборники по тем направлениям, которые раньше относились в основном к компетенции либо узкопрофильных министерств, либо к региональным органам власти. Для примера таких сборников которых раньше не было, а к концу 2016 года должен появиться является сборник НЦС для объектов метрополитена. Таким образом, к концу 2016 года предполагается получить актуализированные обновленные сборники ГЭСН и ФЕР, гармонизированные с этими сборниками ТЕР и комплекс сборников по НЦС в объеме необходимом и достаточном для формирования бюджета 2018 года. Еще один очень большой блок работ касается информационных систем и для вас сметчиков также очень важен так как касается того проблемного вопроса и того пула запросов который приходит к нам. Это и ведение федерального реестра сметных нормативов, это и открытость, доступность данных для использования и для того, что обеспечить действительно полную доступность данных сведений о сметных нормативах и возможность копирования такой информации. Непосредственно во взаимодействии с Минстроем принято решение о разработке федеральной государственной информационной системы ценообразования. Конечно процесс разработки такой системы занимает более чем 1 календарный год и требует дополнительных этапов потому что ГИС в обязательном порядке проходит обсуждение и экспертизу в Министерстве коммуникаций и связи. Поэтому мы предполагаем, что к концу 2016 года будет разработано ядро ГИС и основные модули, которые позволят поддерживать федеральный реестр сметных нормативов, а промышленная эксплуатация и ее отладка в том числе с использованием той обратной связи которую вы нам дадите завершится в 2017 году. Сейчас мы находимся в разработке ГИС на следующей стадии: разработана концепция, разработано техническое задание, для того чтобы двигаться дальше эти документы переданы в Министерство связи, и мы надеемся, что в ближайшее время на специализированной комиссии по связи этот проект ГИС будет рассмотрен. Но это не значит, что пока не разработана система мы стоим на месте. Мы часто получаем упреки, что размещенные в составе материалов федерального реестра сметных нормативов данные не удобны для работы, копирования. Сейчас ФАУ ФЦЦС работает для того чтобы к маю привести федеральный реестр сметных нормативов к такому виду, что каждый инженер-сметчик сможет пользоваться этой информацией, получить к ней доступ и возможность копирования в том объеме, который необходим для осуществления их деятельности. Вот собственно говоря это основные блоки и направления, которыми мы сейчас заняты. И мы открыты в своем общении, надеемся получить ваши предложения по тем расценкам, которые вы считаете необходимо включить, о том если у вас есть информация что такие расценки разработаны ну и собственно все ваши мысли и пожелания. Спасибо за внимание.
Выступление представителя Минстроя Авиловой А.А.
Уже Екатерина Владимировна все сказала. Из таких вот глобальных в какой-то степени революционных изменений которые Правительство, Министерство и ФАУ ФЦЦС усиленно готовят это конечно тот комплекс проблем который копился годами попытаемся решить. Естественно, что это задачи не одного года. Тот план мероприятий про который коллеги рассказывали, он предполагает постепенное многоэтапное внедрение новых процессов и механизмов. Моя тема сегодня это изучение глубины фундаментальных проблем. Это конечно законодательное регулирование всех процессов, которые у нас присутствуют в ценообразовании. Проанализировав имеющуюся законодательную базу Министерство первое что выявило это отсутствие на федеральном уровне вообще какого бы ни было законодательного регулирования. Все регулирование осуществляется произвольными нормативно-правовыми актами. Подзаконная нормативная база в сфере регулирования в строительстве состоит из более 30 постановлений Правительства и более 100 различных ведомственных актов. При этом нормативы, которые непосредственно регулируют порядок разработки утверждения и опубликования сметных норм, а также порядок составления сметной документации нуждаются также в переработке. А нормативы формирования начальной стоимости и порядок расчетов в пределах твердой договорной цены в настоящий момент вовсе отсутствует, а также отсутствует единая государственная информационная система, которая содержала бы в себе весь комплекс нормативов. Все это не позволяет в настоящее время обеспечить полную публичность определения сметной стоимости и приводит к отсутствию учетных процедур. Учитывая все это и во исполнение постановлений Правительства, а также Президента нами ведется работа так же с участием других федеральных органов. Будет разработан проект федерального закона, который в какой-то степени будет революционным изменением в той части что у нас появится новая целая глава, в градостроительном кодексе которая будет посвящена нашей широкой и объемной отрасли в строительстве – глава ценообразование и сметное нормирование. Состоять она будет из трех статей: ценообразование, Сметное нормирование и федеральная государственная информационная система. Отдельно расскажу чуть-чуть по каждой главе. Целью является установление базовых систематизирующих подходов для создания и функционирования системы при формировании достоверной стоимости строительства. Такие изменения будут не только в этой главе, но и в начальных статьях, которые касаются полномочий федеральных органов исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики конкретно будет закреплено за Минстроем. Получилось так что до этого у Минстроя отсутствовали полномочия по разработке сметных нормативов, полномочия по утверждению определения порядка сметной стоимости, порядка разработки и актуализации сметных нормативов по созданию и ведению ФГИС ценообразования, которая будет включать и федеральный реестр, и мониторинг о стоимости строительных ресурсов, полномочия по осуществлению самого мониторинга. Порядок уже разрабатывается. Прошел уже необходимые обсуждения и согласования. Много предложений поступает. Полномочия по аттестации новые и полномочия по порядку ведения реестра аттестованных лиц. Как я уже сказала есть еще общее положение это статья 1 Градостроительного кодекса РФ будут введены впервые понятия сметных норм, сметной стоимости, и строительных ресурсов в целях формирования единого подхода при формировании нормативно-правовых актов в области сметного нормирования, в дальнейшем все остальные подзаконные акты уже будут от этого отталкиваться. Статья, о которой мы говорили «сметная стоимость строительства» коллеги тоже уже упомянули о том, что немного сейчас меняется обязательность использования сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов не только для того строительства, которое использует бюджетное финансирование, но и для гос. корпораций и других компаний доля в уставном капитале государственных средств составляет более 50%. Т.е в этих случаях расширяется теперь круг объектов на которых используются сметные нормативы. Наша система станет все шире. Надеемся, что все процессы упростятся станут более открытыми. И что не только в ГК РФ вносим изменения естественно изменению подлежит и закон об инвестиционной деятельности №39-ФЗ. Значит там тоже вносятся общие изменения, которые направлены на усовершенствование вопросов и ответственности установления за эффективностью инвестиционных проектов. Новый порядок проверки достоверности сметной стоимости тех объектов, которые мы обозначили выше переносится в ГК РФ. Логично т.к. на той стадии смета является частью ПСД у нас регулируется ГК. Процесс определения достоверности сметной стоимости должен быть регулированы нашим непосредственным актом. В этой связи еще мы провели не только изменения в федеральный закон конечно еще требуется изменения ряда Постановлений Правительства, перечень таких актов тоже разрабатывается. Будет ряд приказов Министерства. Общая работа ведется ФАУ ФЦЦС и Министерством. Это положение Министерства, Постановление правительства №427, и №87. Все эти изменения нужно привести в соответствие. Ну и новые акты об осуществлении порядка осуществления мониторинга стоимости строительных ресурсов, о ФГИС которая будет в себя включать как федеральный реестр сметных нормативов, так и данные мониторинга и данные по аттестации специалистов. Хотелось бы еще сказать о федеральном реестре сметных нормативов - это действительно предполагается как единый реестр, в который будет включены все сметные нормативы. Обязательность применения будут иметь только те нормативы, которые туда включены. Законодательные изменения предполагаются и права собственности РФ на такие нормативы с момента включения. Законопроект у нас уже внесен в Правительство его планируют принять в Государственной Думе в апреле. Но может конечно какие-то изменения еще будут. Конечно мы надеемся на предложения с вашей стороны.
Ответы на вопросы, заданные слушателями семинара
1. Вот в определении стоимостные показатели вы имеет ввиду укрупненные?
нет тут имеется ввиду общее определение сметных нормативов которое естественно потом будет пояснено в подзаконных актах. Здесь определение общее. Самое основное тут в определение что, что это установленное расчетным путем совокупность стоимостных показателей.
А если мы единичные нормы в деньгах вот как?
(отвечают И.Лищенко, Гурьева, Е.Голоулина)
- во-первых Градостроительный кодекс требует, если мы обратим внимание на слово «совокупность», то ГСН входят в это произведение в слове которое называется «расчет». Мы сейчас обсуждаем это на площадке и пытаемся объяснить почему такая формулировка. Т.е к конечном итоге результатом сметного нормирования является определение стоимости. Поэтому там есть некоторое кол-во цепочек… да ГСН базируется на технологических стадиях.. конечный итог стоимостной показатель.. здесь не раскрывается понятие единичная расценка или государственная сметная норма это уже будет раскрыто в подзаконных актах. Здесь говорится о цели для которой нужны сметные нормативы.. естественно можно было включить в определение и сметные нормы и расценки и индексы.
2. В каком уровне цен будете переделывать ФЕРы?
(Отвечает Е.Голоулина)
- пока мы будем осуществлять актуализацию на базе существующей ФСНБ но при этом форма информации, которая будет вложена в эту ФСНБ претерпит некоторые изменения, в состав расценки будут включаться актуальные сведения о стоимости строительных ресурсов. Будет работа проведена по раскрытию расценок, но сейчас задача стоит собрать данные о новых технологиях. Исключить несоответствия, существующие между федеральной и территориальными базами.
3. Но если ресурс будет в текущем уровне цен?
(Отвечает И.Лищенко)
- сейчас запущен мониторинг строительных ресурсов в республике Башкортостан, по результатам этого пилотного проекта данный опыт будет растиражирован по всем регионам. Но сказать, что завтра после актуализации всех сметных норм, мы получим ресурс это очень сложно. Это задача завтрашнего дня.. Конечно можно предположить что в итоге у нас будет база в текущем уровне цен, но эту задачу будем решать в последнюю очередь.
4. Получатся мы отходим от базисно-индексного метода и приходим к ресурсному?
(Отвечает И.Лищенко)
- Давайте еще раз. Сейчас проводим актуализацию, но да безусловно стремимся к ресурсному методу, который объективно оценивает стоимость ресурсов. Сейчас самое главное получить достоверную информацию о стоимости строительных ресурсов.
5. Почему только 93 материала?
(Отвечает И.Лищенко)
- 94 ресурса были выбраны потому что это то количество, которое производится на территории Башкортостана и этот ресурс на территории есть. Если бы мы привезли большую базу ресурсов, то мы бы не получили того результата, который хотим получить от производителей данных изделий. Там будет гораздо больше позиций, а это была справочная информация для тех, кто присутствовал на этом совещании.
6. Ничего не было сказано о стоимости машино-часа и о механизмах
так сложилось что организации обладающие такой информацией они не такие как при советском союзе.
Каким образом будут пересматриваться нормы ГЭСН в части машин и механизмов именно в части нормативов. Потому что производители уже другие не такие как в советском союзе?
(Отвечает Е.Голоулина)
- Коллеги странно слышать такие вопросы, вы умудряетесь пропустить те важные слова что мы говорим. Мы сталкиваемся с этим так как вы были немного информационно закрыты, у вас есть своя мысль. Мы начали с того что идет актуализация ФСНБ мы пересматриваем 239 норм, мы собираемся внести туда те изменения которые произошли с точки зрения технологий и ресурсов это значит, что вопрос который вы задаете с большей степенью вероятности в 2016 году, но не по всем позициям машин и механизмам, но там где разница носит существенный характер будут либо заменены в составе той расценки которая есть, либо войдут в состав новой расценки.. Повторюсь в составе работы по актуализации мы постараемся выполнить следующие задачи: посмотреть насколько соответствуют ТЕРы ФЕРам, сделать - исключить несоответствующие нормативы, либо если в ТЕРах есть нормы и расценки носящие общегосударственный характер, то соответственно включить их в состав ФСНБ. Те ресурсы, которые включены в состав ГЭСН и ФЕР посмотреть насколько они современны и соответствуют тому что происходит на строительных площадках. Тоже самое машины и механизмы. И главное подготовить ГСН к дальнейшим изменениям. т.е те ценообразующие ресурсы, которые на сегодняшний день зашиты в расценках постараться максимально раскрыть. Вот эта работа, которую мы делаем. Все, кто занимается сметным нормированием это понимают. Для того чтобы запустить мониторинг необходимо длительно обкатать на регионе, у которого уже есть опыт. На базе этих 94 ресурсов отработать технологию, выявить те узкие места. Чтобы потом когда это будет запускаться на объеме достаточном для формирования стоимости в текущем уровне цен. Не заниматься отработкой алгоритма на огромном поле. Вот почему эти ресурсы и это Башкортостан. Это можно сделать быстро и выявить. Это новация. Система мониторинга -это такая полномасштабная информационная система такой раньше не было и безусловно прежде чем распространять это на всю страну нужно отработать все эти алгоритмы. Так работает и живет каждый проект и каждая новация. В 2016 предполагается создание платформы, в 2017 году предполагается ее промышленная эксплуатация. Надеюсь, что удалось на самые острые вопросы