Коллегия Минстроя показала нулевые результаты реформы технического нормирования и ценообразования в строительстве. Правда этого никто не заметил.

Министр Михаил Мень отчитался на коллегии Министерства строительства и ЖКХ. Новость подхватили СМИ и показалось, что «локомотив экономики» - строительство вот-вот вытащит страну из кризисной ямы. Если бы Минстрой так же хорошо занимался своей профильной деятельностью, как пиаром в СМИ, «локомотив», возможно, действительно бы тронулся. На самом деле в своем докладе Министр Михаил Мень признался в своей беспомощности и контррезультативности проводимых реформ.
Вот о чем отчиталось Министерство в области технического регулирования и ценообразования. Эксперт в строительной отрасли дал свои профессиональные комментарии о реальном результате реформ.

«Достижения» Минстроя
(из доклада министра)
Что получает отрасль на самом деле
(мнение эксперта)
За первый этап реализации программы реформирования разработаны и актуализированы 124 свода правил, 22 из которых утверждены в 2015 году, еще 102 свода правил размещены для публичного обсуждения.
За первый этап реализации программы реформирования разработаны и актуализированы 124 свода правил, 22 из которых утверждены в 2015 году, еще 102 свода правил размещены для публичного обсуждения.
Обновление и актуализация сводов правил напрямую влияет на проектирование. На основании актуальных технических норм проектировщики обязаны закладывать соответствующие проектные и конструктивные решения.
Парадокс в том, что составить достоверные сметы на такой проект невозможно и приходится использовать устаревшие сметные нормативы «применительно». Обновленные своды правил без обновленной сметно-нормативной базы приводит к недостоверным сметам за счет увеличения использования «применительных» сметных расценок. Как следствие – почва для коррупции на стадии государственной экспертизы и возможность завышать стоимость строительства.
Что касается реформирования ценообразования и сметного нормирования, то тут Правительством поставлена задача обеспечить разработку и актуализацию сметных нормативов, отвечающих современным технологиям строительства, реальным рыночным условиям и обеспечивающих определение достоверной стоимости строительной продукции.
Если техническое нормирование несколько продвинулось вперед, то в области сметного нормирования не разработано вообще ничего. На общественное обсуждение не вынесено ничего.
Также необходимо создать механизм последующей актуализации сметно-нормативной базы на постоянной основе, который позволит в короткие сроки формировать стоимость строительства с учетом текущего уровня стоимости строительных ресурсов на основе государственного мониторинга текущего уровня стоимости всех строительных ресурсов.
Когда сметным ценообразованием занимался Минрегионразвития и Госстрой сметно-нормативная база время от времени хоть как-то обновлялась, выпускались новые нормативы и т.п. Механизм такого обновления закреплен законодательно, нормативными актами 2012 года. Получается Минстрой просто ничего не делал для актуализации сметно-нормативной базы, несмотря на имеющиеся возможности.
В целях реализации данной задачи Минстроем разработан проект соответствующего федерального закона и в настоящее время, в соответствии с Вашим, Дмитрий Николаевич, поручением идет активная работа по подготовке необходимых подзаконных актов, создается государственная информационная система «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве».
Про волшебный федеральный закон Минстрой рассказывает уже очень давно, в Думу от так и не внесен. Если внимательно разобраться, в законе нет ничего принципиально нового, что не было бы закреплено или не следовало из действующих ведомственных актов. Но главное – нет ничего, что не позволяло бы заниматься реальной практической работой по актуализации сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
Про государственную информационную систему вовсе лукавство. ГИС «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» не имеет ни Концепции, ни технического задания. А ее разработка не внесена даже в план информатизации.
В результате выполнения поставленной задачи в 2017 году мы будем иметь на вооружении полномасштабный, комплексный, современный инструмент государственного управления ценообразованием в строительстве.
«К и В сидели на трубе». Весь 2015 год (и даже ранее) обещания по ценообразованию в строительстве звучали с формулировкой «К 2017 году». Об этом рассказали и на семинаре ФЦЦС за неделю до Коллегии.
Теперь из риторики Министра следует, что срок сместился на год поскольку вводить новые сметно-нормативные документы имеет смысл с начала года.
В рамках работы по повышению эффективности бюджетных капитальных вложений Минстроем продолжается формирование Реестра типовой проектной документации.
В настоящее время в реестр включены сведения о проектной документации в отношении 337 объектов капитального строительства.
Реестр типовой проектной документации, в которой сметы составлены по устаревшим нормативам почти бесполезен. Практическая польза этой деятельности для бюджетной системы сейчас равна нулю.
В рамках деятельности по инновационному развитию отрасли Минстроем реализуется План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства.
В соответствии с Планом завершен отбор 23 «пилотных» проектов, подготовленных с использованием технологий BIM, выполнена их экспертиза с целью установления требований, необходимых для применения технологий BIM.
Информационное моделирование строительства осуществляется как минимум по 2-м наиболее важным параметрам: цена и сроки. В отсутствии актуальных сметных нормативов BIM-технологии всего лишь красивый, мало кому понятный термин.
На реформу технического регулирования и сметного нормирования из бюджета выделено около 5 млрд рублей. Из них примерно половина уже потрачена. Результат, если разобраться, и практическая польза для отрасли и государства практически нулевая.