Как в "мутной воде" реформы ценообразования создается глобальная коррупционная система в строительстве


Сначала верилось, что реформа ценообразования в строительстве нужна чтобы запустить локомотив экономики. Затем оказалось что реформу системы ценообразования придумали чтобы «освоить» несколько бюджетных миллиардов. В действительности все гораздо сложнее. Реформа системы ценообразования в строительстве всего лишь небольшой, но важный элемент, отвода глаз руководства страны и винтик в создаваемой новой системы коррупции в строительной сфере, во главе которой может встать Счетная Палата с будущим оператором - аудитором Ю.Росляком.
Счетная Палата ежегодно проводит проверки федеральных органов исполнительной власти и компаний с государственным участием (госкорпораций), выявляя растраты в строительной деятельности. Зачастую Счетная Палата сгущает краски или формирует свои выводы на основании работы некомпетентных специалистов. Управы на счетную Палату все равно нет, спорить с ней почти бессмысленно. Как правило проверяемые стараются заискивать перед проверяющими и «искать подходы». Принцип «чем ниже поклонишься, чем меньше насчитают» работает безотказно.
Государственные органы власти и Госкорпорации выделяют огромные деньги (десятки миллиардов в год) на техническое регулирование, сметное нормирование и смежные вопросы для учета в сметах собственной отраслевой специфики. Такой специфики накопилось очень много за 5-10 лет бездействия и застоя в нормировании.
На основании информации от топ-менеджеров некоторых крупнейших государственных компаний сложилась такая картина.
Счетная Палата проводит проверку и обязательно находит растраты («завышения» смет). С той убогой нормативной базой ценообразования, что есть сейчас у государства, не найти завышений смет просто невозможно. Выбор у инвесторов и заказчиков небольшой – либо строить, допуская в смете «завышения», либо остановить строительство в принципе, потому что подрядчики на площадки с отрицательной рентабельностью не выйдут. А как вы остановите стройку, если она на контроле у Президента? Те подрядчики, в том числе крупнейшие, что выходили на площадки с заведомыми убытками, уже давно обанкротились, например как это было при строительстве олимпийских объектов «СОЧИ-2014» [1][2][3].
Этой безвыходной по сути ситуацией и пользуется Счетная Палата. После проверок и громких выводов о завышенной стоимости строительства волшебным образом появляется главный специалист по сметам Счетной Палаты – Аудитор Ю.Росляк и предлагает «помочь» с ценообразованием. Потенциальный помощник у Аудитора уже есть – ЗАО «Мосстройцены».
Вот что рассказывает один из менеджеров энергетической компании.
«По сути интерес Счетной Палаты сводился к сметным расценкам: как и кто их делал. Все что было годами разработано, проверено и перепроверено государственными экспертами и внедрено в нашей компании Счетная Палата предала анафеме. Дальше вопрос зашел о том как жить дальше. В приватных переговорах с Росляком (он считается главным в Палате по сметам) выяснилось, что дальнейшая работа должна строиться с «правильными» компаниями, такими как Мосстройцены. Именно так по его мнению выглядит участие в реформе системы ценообразования, которую по его словам он начал. Тогда и проверки Счетной Палаты станут менее тщательными и будут заканчиваться положительным финалом.»
Как минимум 3 крупные государственные компании подтвердили аналогичную схему работы со Счетной Палатой.
Коррупционная схема выглядит так: государственные ведомства (например Минкультуры) и государственные компании регулярно выделяют бюджет на вопросы нормирования. Эти бюджеты осваивают «правильные» по мнению Счетной Палаты компании (например как было с Минкультурой, где исполнителем была контролируемая Ю.Росляком ЗАО «Мосстройцены»). За это Счетная Палата снижает градус проверок и «прикрывает» завышения. Прикрытие выглядит как «узаконивание» на государственном уровне раздутых сметных расценок.
Такая коррупционная схема в строительстве не является чем-то новым. Именно так работал весь московский строительный комплекс во времена Ю.Лужкова, когда Ю.Росляк курировал экономику и ценообразование, а компания ЗАО «Мосстройцены» была безальтернативным исполнителем схемы.
Следующим ведомством, которое должно быть «прикрыто» по описанной выше схеме скорее всего будет структура московского правительства М.Хуснулина в лице Комитета по ценовой политике в строительстве и ГАУ «Мосгосэкспертиза» (руководитель В.Леонов). По мнению экспертов коррупционные московские расценки, разработанные все той же ЗАО «Мосстройцены» предполагают перекопировать в государственную нормативную базу и история с пропажей миллиардов в стройке может снова повторится, но уже в масштабах страны.

Культурная реформа системы ценообразования


Если есть мотив, будет и креатив. Все чаще появляются свидетельства, что активная работа того или иного чиновника, как правило, может быть связана с его личной мотивацией. Вот, например, информация об одном из реальных мотивов реформы системы ценообразования, а именно: прикрытии хищений дочери аудитора Счетной Палаты Юрия Росляка пенсионных средств через банк «Огни Москвы» и «обслуживание» подрядчиков строительства космодрома «Восточный».
Банальное воровство 6-ти пенсионных миллиардов, оказалось, не единственный мотив активной реформаторской позиции аудитора Ю.Росляка. В поле его интересов оказалось «прикрытие» крупных инвестиционных и строительных лобби, в том числе связанных с реставрацией объектов культурного наследия.
До сих пор в медиа-пространстве обсуждается деятельность замминистра Культуры Григория Пирумова и компании «Балтстрой», по которым идет следствие, с бюджетом на реставрацию в сотни млрд. рублей. Основой для хищений стали завышенные сметы, составленные по реставрационным (строительным) расценкам Минкультуры.
Самое интересное то, что сметные расценки для Министерства культуры разрабатывала структура курирующего ценообразование аудитора Счетной Палаты Юрия Росляка - компания ЗАО «Мосстройцены» (директор Л.Подгорная), причем за государственный счет еще в 2012-2013 году, когда по мнению следствия Григорий Пирумов создал преступную группу. Собственно и разрабатывать «Мосстройценам» особенно ничего и не пришлось: в основном были взяты раздутые московские расценки на реставрацию и распространены на всю страну. Таким не хитрым методом стоимость реставрационных работ разбухла на 40-50%.
Зная все это Аудитор Росляк активно лоббировал Л.Подгорную в качестве «смотрящего» в Минстрое – таким образом Л.Подгорная оказалась в наблюдательном совете ФАУ ФЦЦС, а затем и нормативно-техническом совете при ФАУ. Только таким образом есть возможность «узаконить» раздутые московские строительные расцени на реставрацию в качестве федеральных.
Не исключено, что Аудитор Юрий Росляк практикует аналогичные схемы прикрытия и в других областях строительства.
Эта история свидетельствует о том, что пока сметным нормированием рулят не профессионалы, а чиновники, в них всегда будут закладываться не государственные, а частные интересы. Союз инженеров-сметчиков разработал и предложил новую прогрессивную форму ресурсного сметного норматива, которая могла бы стать прообразом справедливой системы сметного нормирования и ценообразования.

Файлы:
160602.pdf (276.26 КБ)

Реформа системы ценообразования в строительстве, возможно, выполнила свою основную миссию. Ширма для мошенничества Марии Росляк.

Последние 10 лет, то есть практически с момента, когда появился пресловутый и проклятый всеми строителями закон 94-ФЗ, ценообразование в строительстве курировал один и тот же человек, бодро двигаясь по карьерной лестнице.
Вице-премьер Правительства РФ Д.Н. Козак, ранее министр регионального развития, за последние почти 10 лет Д.Козак является единственным бессменным в ценообразовании чиновником, кто ни на день не оставлял строительную отрасль, лично курировал различные Федеральные Агенства и Министерства и даже напрямую управлял Государственной экспертизой (ныне почивший бывший глава г-н Османов был персональным подчиненным Д.Козака). Допустить мысль, что вице-премьер не знал и не знает, что происходит в его зоне ответственности, немыслемо.
10 лет с ценообразованием в строительстве не происходило ничего фатального, хотя различные проблемы малые и большие то и дело мелькали в прессе, среди которых наиболее шумно заминали историю с буронабивными сваями на сочинских объектах.
10 лет ценообразование в строительстве под Д.Козаком жило себе как-то, объекты строились, строителей разного ранга то и дело за что-то сажали, чиновников меняли, правила конкурсных процедур в строительстве немного видоизменяли и не у кого даже мысли не возникало потратить на обновление системы ценообразования в строительстве миллионы рублей (не говоря уж о сотнях миллионов или миллиардах!!!).
Что же вдруг случилось? А случился Космодром, посмотрев на который аудитор Счетной Палаты Ю.Росляк вместе с шефом Счетной Палаты и профильным на то время аудитором «раскрутил» историю с коррупционным ценообразованием в строительстве, завышением чего-то там на Космодроме и так далее. Как следует из документов, Ю.Росляк занялся ценообразованием сразу после устройства на работу в Счетную Палату, хотя к его полномочиям вопросы ценообразования в строительстве никак не относились. Зато относилось к его давнему коллеге, руководителю профильного Департамента Палаты Александру Шарыкину, работавшему ранее в руководстве Банка Москвы, который как известно был «карманным» банком столичного правительства, экономический блок которого курировал Ю.Росляк.
Упомянутые 10 лет прошли для Ю.Росляка в постоянной безуспешной «борьбе» за признание на федеральном уровне московских нормативов (эксперты считают московские нормативы эталоном коррупционности), собственность на которые были отданы частной конторе Мосстройцены, возглавляемой Л.Подгорной. Ее же по сведениям из Минстроя России Ю.Росляк продвигал на должность руководителя ФЦЦС, который сделали «кошельком госденег для реформы». Это неудивительно: именно Ю.Росляк «выбил» деньги на реформу ценообразования, чем и можно объяснить его стремление продвинуть «своих» людей. Правда кандидатура Л.Подгорной не прошла и тогда был подобран новый кандидат – коллега Ю.Росляка г-н Е.Скляров. Ранее Е.Скляров возглавлял огромный (входил в ТОП-20) негосудартвенный пенсионный фонд НПФ «Стройкомплекс», деньги которого, как потом оказалось, были похищены через Банк «Огни Москвы», контролируемом семьей Росляк. В мошенничестве (хищении) средств в размере более 6-ти миллиардов призналась дочь аудитора Счетной Палаты Ю.Росляка Мария Росляк.
Оказалось, что кроме пенсионных денег через Банк «Огни Москвы» проходили (и испарились) в том числе и деньги, выделенные на строительство Космодрома «Восточный», ценообразование по которому так активно критиковал Ю.Росляк.
Сложим все события и факты, вот что получается:
Аудитор Ю.Росляк «раздул» дело по Космодрому «Восточный» чтобы прикрыть миллиардное мошеничество своей дочери Марии Росляк, сделав это под носом ничего не подозревающего ветерана ценообразования вице-премьера Д.Козака, одновременно с этим пытаясь наполнить федеральные структуры по ценообразованию своими партнерами, проверенными за долгие годы на столичной строительной коррупции для дальнейшего «освоения» средств, выделенных на реформу.
Реформа ценообразования всего лишь ширма для прикрытия коррупции, которая уже сыграла свою роль: похищенные деньги в «Огнях Москвы» пенсионерам никто не вернет, а дочь аудитора фактически избежала реальной ответственности.

Для информации:
На реформу технического регулирования и ценообразования в строительстве запланировано в сумме около 5 миллиардов рублей. Дочь аудитора Росляка призналась в хищении 6-ти миллиардов рублей.