Парадоксы госконтрактов ФЦЦС и почему реформа ценообразования в строительстве может оказаться «фэйком»

Анализ запланированных на 2016 год работ по реформированию системы ценообразования в строительстве, которые были расторгованы Федеральным центром ценообразования (ФЦЦС) в конце 2015 года, а также лозунгов, изложенных в «Концепции 400 Дней» показал, что состав и порядок действий протеворечивы, технология разработки сметно-нормативных документов нарушена, а вероятность достижения запланированного результата минимальна (график реализации реформы).
Ключевым элементом «внедрения Концепции 400 Дней» (слайд №6 Концепции) является государственная информационная система (ГИС), Техническое задание по которой согласно условиям Госконтракта должно учитывать все нормативно-методические документы, связанные с разработкой, применением и информационным оборотом сметных нормативов и результатов мониторинга стоимости строительных материалов. Однако срок окончания разработки технического задания на ГИС завершается на полтора месяца раньше, чем появление всех методических документов, которые должны быть учтены в ГИС.
Аналогичная проблема возникает с госконтрактом на выпуск дополнений и изменений в наиболее часто применимые ГЭСН и ФЕР. Срок разработки сметных нормативов окончится на 2 месяца ранее появления Методик, в которых излагается порядок разработки этих нормативов.
Эксперты говорят: «С чем не нужно торопиться, так это с методиками». «Методические ошибки самые дорогие и их очень трудно исправлять». Невозможно себе представить, чтобы на согласование Методик по мониторингу и разработке НЦС отводилось всего лишь 15 дней! А на «МДС-35» – 30 дней! За этот срок ни общественного обсуждения методик, ни экспертной оценки, ни проведения качественной доработки проекта осуществить невозможно. Притом что одновременно появится сразу более 10-ка методических документов.
С точки зрения объема финансирования самая критичная ситуация с разработкой наиболее востребованных укрупненных нормативов цены строительства (НЦС), общим объемом финансирования более 433 млн рублей. Все дело в том, что НЦС разрабатываются в текущем уровне цен на основании мониторинга фактических цен на строительные материалы, оборудование, строительную технику и заработную плату. Однако работы по мониторингу огромной номенклатуры стройматериалов для НЦС вообще не предусмотрены на 2016 год. Методика для проведения мониторинга и Методика разработки НЦС по срокам также появится уже к финалу разработки НЦС. Без Методики и качественного мониторинга разработать достоверные НЦС невозможно.
Даже если закрыть глаза на все вышесказанное, то как быть с Классификаторм строительных ресурсов, разработка которого должна завершиться уже после того, как будут разработаны все методики, все сметные нормативы НЦС, все ГЭСН и ФЕР? 8 из 12 методик, ТЗ на ГИС и все сметные нормативы не будут соответствовать новому Классификатору.
Хорошо известно, что неисполнение госконтракта грозит последствиями как исполнителю так и заказчику, поэтому стороны, как правило, делают все возможное и невозможное для подписания актов и «освоения» средств. Можно высказать предположение, что все госконракты будут исполнены в срок, а «фэйк» выполненных работ по реформе ценообразования обнаружится гораздо позднее, когда возвратить бюджетные средства будет уже невозможно.

"Фэйк". Английское слово Fake переводится «поддельный, фальшивый, ложный, несостоятельный».

Министр Мень отчитался о выполнении планов по разработке технических нормативов, но ничего не сказал про провал в строительном ценообразовании

Согласно сообщению Минстроя "План 2015 года по разработке строительных стандартов в рамках программы национальной стандартизации выполнен полностью": за госбюджет разработан 231 стандарт по строительству. Работу провел ФАУ "Федеральный центр нормирования стандартизации и технической оценки в строительстве" (ФАУ "ФЦС"). Министерство ничего не сообщило о том, что за 2015 год в области сметного нормирования и ценообразования в строительстве Минстроем и подведомственным ФАУ "ФЦЦС" не разработано ни одного норматива. Таким образом за 2015 года составление смет в строительстве и виды ценообразования не изменились.
Историческая справка о техническом и сметном нормировании:
Ровно год назад, 22 декабря 2014 года Кабмин выпустил "Дорожную карту" совершенствования ценообразования в строительстве и технического регулирования, где Минстрою и его подведомственным ФАУ "ФЦЦС" и "ФЦС" были отведены конкретные задачи по сметным нормативам в строительстве и обновлении федерального реестра сметных нормативов. В течение года федеральный бюджет профинансировал оба направления примерно на 800 млн каждое.
Файлы:

Реформа ценообразования 400 дней: профессионалы привлечены менее чем на половину работ госзадания ФЦЦС

Подведены итоги открытых конкурсов и объявлены победители - будущие исполнители реформы ценообразования "400 дней". Среди исполнителе оказалось и несколько широко известных организаций, много лет и профессионально работающие в непростой сфере ценообразования в строительстве.
Профессионалы ценообразования с многолетним стажем в этой сфере:
1. АО «Институт Экономики и развития транспорта» разработает НЦС (укрупненные нормативы цены строительства) по объектам авто и ЖД дорогам, мостам на сумму 135 млн руб.
2. ОАО «Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве» безусловно разработает новые методики для ценообразования на сумму 72 млн руб. поскольку имеет существенный опыт в области расчета сметной стоимости строительных работ
3. ООО "РИК" (более известен своей сметной программой) постарается разработать Классификатор строительных ресурсов.
"Случайные" победители-исполнители, не замеченные доселе в ценообразовании и сметном деле:
4. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», выигравший 2 лота постарается провести самую гигантскую работу по инвентаризации, актуализации и дополнению ГЭСН и ФЕР с учетом всех новых строительных технологий, материалов и механизмов на сумму в общей сложности 65,4 мнл руб.
5. ООО «Московская негосударственная экспертиза строительных проектов» выиграла сразу 3 лота на разработку НЦС для административных зданий, жилья и социальных объектов на сумму 230,2 млн руб.
6. ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени «Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова» будет трудиться над НЦС по инженерным сетям на сумму 67,4 млн руб.
7. ООО "КСК ТЕХНОЛОГИИ" разработает концепцию для государственной информационной системы ценообразования на сумму 10 млн руб.
ИТОГО: Профессионалы 252,9 млн (40%), Любители 373 млн (60%).

Можно предположить, что данные итоги вполне закономерны поскольку критерии отбора исполнителей на конкурсе минимально учитывали опыт, знания, цену и квалификацию, но максимально учитывали так называемое "техническое предложение участника", которое оценивается всегда субъективно членами закупочной комиссии. Среди членов закупочной комиссии прямое отношение к ценообразованию (да и вообще к строительству) и способности к адекватной оценки "технического предложения" имел только один из пяти человек - Ямборисов А.М.

Сергей Фокин - возможно временное явление в строительном ценообразовании. Кто будет новым руководителем ФАУ "ФЦЦС"?

Для многих не секрет, что профпригодность действующего руководителя Федерального центра ценообразования в строительстве (ФАУ "ФЦЦС";) Сергея Фокина вызывает сомнения, особенно в условиях проведения государственной реформы ценообразования в России, "запуска Концепции 400 дней", целью которой является существенная экономия бюджетных средств на госстройках. Оказывается в профпригодности сомневается и руководящее ведомство - Минстрой России. Именно поэтому рабочий контракт с Сергеем Фокиным ограничен и по сведениям должен окончится в первом квартале 2016 года. Минстрой РФ догадывается, что руководить ФЦЦС должен человек, понимающий что такое расчет сметной стоимости строительства, как составить смету, кто такие обученные сметчики, зачем нужны сметные программы и какие виды ценообразования бывают.
Подтверждением этому может служить активное лоббирование на ведущие позиции Минстроя и ФЦЦС различных претендентов. Так, например, по инициативе президента Ассоциации Строителей России от аппарата Правительства РФ поступила кандидатура Павла Горячкина, "высочайшего профессионала в области сметного нормирования и ценообразования" (цитата).
Файлы: