Превосходной альтернативой серому и скучному асфальту является тротуарная плитка. И сегодня ее укладывают не только возле магазинов и различных учреждений, но и на придомовых участках. Одной их причин популярности такой плитки является то, что ее укладка может быть проведена самостоятельно.

Содержание:

Преимущества брусчатки и тротуарной плитки

Для начала необходимо отметит, чем же брусчатка отличается от тротуарной плитки. В первую очередь это размер – брусчатка больше и толще. Ее применяют на тротуарах, площадях и в других местах массового скопления людей. На приусадебных участках в основном используется тротуарная плитка, поэтому мы будем подробнее говорить именно о ней. Какими же преимуществами обладает этот материал:

  • Тротуарная плитка более экономична, чем асфальтовое покрытие;
  • Укладывать ее можно вручную. В случае с асфальтом требуется оборудование для расплава битумной смеси, а также каток или другое оборудования для придания слою достаточной плотности;
  • Плитка отличается крайним разнообразием цветов, узоров и форм. Таким образом, можно с ее помощью можно создать крайне привлекательную площадку;
  • Современные модели тротуарной плитки, при правильном укладывании и адекватной эксплуатации, способны прослужить долгий срок, успешно противостоять всем погодным воздействиям, не теряя своих эксплуатационных качеств.

Выбор тротуарной плитки и нюансы подготовки участка

Самым главным критерием в выборе этого материала является его толщина. При небольших нагрузках можно приобретать варианты в 60 миллиметров и меньше. Если же нагрузки будут большими, то такая плитка с большой вероятностью потрескается, и лучше выбирать модели более 60 миллиметров толщиной.

Тротуарная плитка прослужит максимально долго и не провалится в том случае, если будет уложена на правильное основание. В качестве последнего обычно песок и щебень. Основание укладывается на подповерхностный грунт. Небольшая нагрузка подразумевает снятие 10 сантиметров верхнего слоя почвы. Большая нагрузка требует более мощного основания под плитку, и в этом случае может потребоваться снять до полуметра грунта.

В обязательном порядке необходимы водостоки, которые будут препятствовать размытию основания под плиткой. Обустройство водостоков обязательно должно подразумевать наличие склонов и желобов, которые направят воду в нужном русле.

Структура подушки

Основание под тротуарную плитку состоит из трех слоев. Первый обустраивается щебнем, занимая две трети общей планируемой толщины. После укладывания щебня его необходимо утрамбовать вибромашиной. Последняя заставляет камни вибрировать и занимать свободные пространства, уплотняя таким образом слой. В процессе работы происходит усадка, что говорит о необходимости засыпать щебень с небольшим запасом.

Треть слоя занимает отсев, который укладывается следом и также утрамбовывается. Оба этих слоя являются хорошим дренажем, обеспечивающим пропуск воды непосредственно в грунт без ее застоя.

Сверху слоем в 1 сантиметр укладывается песок. В отличие от пролегающих ниже слоев песчаный не утрамбовывают, а лишь разравнивают.

Территория укладки ограничивается бордюрами. Последние располагаются на бетонном фундаменте, уходя глубже перового слоя и возвышаясь над готовой поверхностью. В связи с этим высота бордюра должна выбираться исходя из параметров тротуарной плитки и толщины подушки.

Поэтапный мастер-класс по укладке тротуарной плитки

  • 1 этап — определение границ работы. Необходимо наметить точные границы участка укладки. Размеры площадки индивидуальны, а вот дорожка должна быть не менее 90 сантиметров в ширину, дабы по ней было удобно ходить;
  • 2 этап – удаление верхней части грунта. В зависимости от нагрузки происходит удаление от 10 до 50 сантиметров грунта. На этом же этапе необходимо наметить небольшой уклон, величиной в 1 сантиметр на метр. Необходимо провести стабилизацию грунта ручной тромбовкой либо вибромашиной. Если грунт подразумевает высокое поднятие грунтовых вод, то на дно кладется рубероид. В остальных случаях основание выстилается геотекстилем. Последний необходим для предотвращения смешения материалов, а также прорастания корней;
  • 3 этап – монтаж маяков. Последними называются колышки с протянутой между ними веревкой или ниткой. Необходимы для облегчения ориентации.;
  • 4 этап — выкапывается траншея под бордюр. После работы траншея заливается бетоном примерно на 10-15 сантиметров. Производится установка бордюра.
  • 5 этап – засыпка компонентов подушки из крупных и мелких фрагментов. Процесс описывался выше. В некоторых случаях, не подразумевающих большого давления и при качественном основании, работа ограничивается насыпом только песчаной подушки;
  • 6 этап – на бетонную подушку осуществляется монтаж плитки в соответствии с ее геометрией. Необходимо учитывать соблюдение наклона. Плитка утрамбовывается при помощи киянки или резинового молоточка;
  • 7 этап – поверх плитки производится россыпь смеси цемента и песка. Добиваемся заполнения данной смесью щелей, после чего подметаем излишки.

Полезные советы

При вышеприведенном способе укладки тротуарная плитка выдерживает вес легковой машины, то есть – примерно полторы-две тонны. Если же провести предварительное армирование и бетонирование, то такая поверхность сможет выдерживать вес грузового автотранспорта.

Следует помнить, что цветную плитку необходимо периодически мыть, если вы хотите сохранить ее визуальные качества. Серая плитка по той же причине нуждается в регулярной чистке. В случае необходимости счистить снег, не стоит делать это металлическими инструментами, которые могут повредить покрытию.

В процессе работы вам наверняка потребуется использовать не целую плитку, а ее часть. В этом случае материал необходимо расколоть. В месте раскола нужно сделать надрез болгаркой, дабы обеспечить ровное разделение. Актуальным является и вопрос наличия отходов. В случае с прямоугольными вариантами таких отходов будет меньше, чем если вы решаете воспользоваться диагональными моделями.