Свет очень важен в пространстве, и можно без преувеличения утверждать, что он его визуально формирует. Если освещение выстроено верно, оно зрительно трансформирует объём пространства без необходимости затрагивания архитектуры и конструкции, но если неправильно – вся задумка дизайнера будет сведена на нет.

Светодизайн подразумевает собой искусство управления освещением для создания привлекательного и уютного пространства при учёте взаимодействия с окружающей средой и влияния на эмоциональную сферу человека. Данная относительно новая область дизайна базируется на понимании с научной точки зрения физических аспектов света, принципов устройства и функциональности осветительных приборов. И если в прежние века люди могли, используя лишь свет Солнца, Луны и огня, создавать впечатляющие шедевры, то ныне – и подавно, ведь в распоряжении современного светодизайнера – огромнейший выбор световых приборов и источников света, позволяющих выполнить любую задачу. Ныне специалисты создают поразительные иллюзии, которые изменяют восприятие человеком пространства, усиливая и подчёркивая детали.

Непременный спутник светодизайна – творчество. В данном материале будут представлены основы данного направления и особенности верного планирования света в интерьере.

Содержание:

Типы освещения

Различают основное освещение, акцентное и локальное. Задача первого – обеспечение достаточного количества света в той или иной комнате, отображение общей концепции её дизайна. Для его реализации применяются люстры, подвесные, накладные и встроенные осветительные приборы.

Благодаря акцентному освещению комната обретает атмосферу и завершённый вид. Оно используется, когда зрителю нужно продемонстрировать «содержимое» интерьера. Данным способом подчёркиваются определённые объекты, такие как ваза, статуэтка, картина, фотоснимок и тому подобное.

Локальное освещение позволяет решать функциональные задачи, обеспечивая создание надлежащих условий для комфортного чтения, приготовления пищи и так далее. С этой целью над рабочей зоной встраиваются светильники.

Распределение светового потока

Прямой свет обеспечивается прожекторами, спотами, даунлайтами, подвесными светильниками – их световой поток направляется в конкретную сторону. Таким способом обеспечивается нужный уровень освещённости той или иной поверхности, притом что остальное пространство не засвечивается.

Характеристики рассеянного света – мягкость и ровность, неяркость и нерезкость. Благодаря ему снижается степень контрастности и минимизируются тени, а достигается это посредством установки определённых видов люстр, настенных и потолочных осветительных приборов.

Для получения отражённого света, когда направленные на пол, потолок или стену лучи преломляются, производителями создаются специальные светильники, обеспечивающие наиболее естественное и мягкое освещение.

Виды света

Различают естественное и искусственное освещение. К первому относятся лучи Солнца и рассеянный свет неба, ко второму – созданные человеком бытовые приборы. Мастер по светодизайну использует в своей работе оба эти вида света, комбинируя их для достижения желаемого эффекта, по максимуму задействуя именно естественный, а затем уже – дополняет его искусственным.

Разобравшись с ключевыми понятиями светового дизайна и видами освещения, переходим к следующей теме – правильной их организации на практике.

Основные правила дизайна света интерьеров

Свет – это жизнь. Данная роль отведена именно естественному освещению, а потому оно имеет первостепенное значение.

Свет и зрение. Человеку нужен свет, так как без него он не сможет ориентироваться в пространстве ночью, а потому в игру вступает искусственное освещение.

Свет и работа. Здесь подразумеваются источники освещения, применяющиеся для различных повседневных действий человека, таких как чтение, письмо, приготовление пищи и так далее.

Свет и ощущения. Речь идёт о том, что посредством света в интерьере возможно акцентировать внимание на определённых его элементах, видоизменять пространство и реализовывать наиболее смелые дизайнерские решения.

Помните, что комфортная атмосфера помещения и благотворное эмоциональное состояние находятся в прямой зависимости от грамотно спроектированного освещения.